Поиск:

Юридическое понятие "Государственная Дума"

Смысл слова «Государственная Дума»

Какой смысл юристы вкладывают в эту версию трактовки слова "Государственная Дума":

Государственная Дума

- это одна из двух палат российского парламента — Федерального Собрания. По принятой в институционном праве терминологии, это так называемая нижняя палата двухпалатного парламента (см. Двухпалатная система), которая формируется путем общенациональных прямых выборов и представляет население всей страны в целом в отличие от верхней палаты, выступающей в федеративном государстве как представительство входящих в его состав субъектов. Название Государственная Дума воспроизводит наименование российского представительного органа, действовавшего в 1906—1917 гг. Конституция РФ 1993 г. установила (статья 95, часть 3) численность Государственной Думы в 450 депутатов. Это примерно на 200 мандатов меньше, чем численность нижней палаты в парламентах таких европейских государств, как ФРГ, Франция, Великобритания. Половина депутатов избирается по партийным спискам (по пропорциональной избирательной системе), а половина по одномандатным избирательным округам (по мажоритарной избирательной системе относительного большинства). Государственная Дума избирается сроком на четыре года (статья 96, часть 1), что соответствует мировой практике и отвечает двум выработанным ею критериям. Во-первых, периодичность избирательных кампаний должна быть достаточной для того, чтобы обновление законодательного органа не слишком отставало от социальных, политических и иных изменений, происходящих в обществе. Во-вторых, срок должен быть достаточным для того, чтобы избранные депутаты, в частности те, которые избираются впервые, могли сперва освоить основы парламентской деятельности и затем использовать полученный опыт в течение достаточно продолжительного времени. Однако Конституция в переходных положениях (раздел 2, пункт 7, ныне потерявший силу) сделала исключение из этого правила для Государственной Думы первого созыва, определив срок ее полномочий в два года. Государственная Дума — это прежде всего и главным образом законодательный орган. Ее основная функция — законотворчество. “Федеральные законы принимаются Государственной Думой” — гласит Конституция РФ (статья 105, часть 2). Законодательный процесс построен Конституцией так, что именно Дума играет в нем основную роль. Государственная Дума играет основную роль и во взаимоотношениях парламент — правительство. Именно эта палата дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства. Еще более существенно то, что именно Государственная Дума решает вопрос о доверии Правительству РФ (см. вотум доверия), равно как и вопрос о выдвижении обвинений против Президента РФ для импичмента, то есть отрешения от должности Президента. К ведению Государственной Думы относятся также назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии. В законодательной деятельности Государственная Дума не ограничена ничем, кроме конституционных рамок. Однако в силу разделения властей (статья 10 Конституции РФ) за пределами законодательной деятельности компетенция ее строго ограничена приведенным выше перечнем вопросов. Государственная Дума не является, подобно Верховному Совету, также и распорядительным органом, она не может вмешиваться в повседневную деятельность исполнительной власти. Вместе с тем Государственная Дума, как и Федеральное Собрание в целом, осуществляет контрольную функцию в отношении исполнительной власти. Конституция РФ, как и многие зарубежные конституции, прямо не говорит об этой форме деятельности парламента, однако она вытекает из его природы, имманентно присуща ему. Конституция РФ говорит о полномочиях Государственной Думы, призванной реализовывать (как правило, совместно с другой палатой) эту контрольную функцию, как-то: возможность вотума недоверия правительству, контроль за исполнением бюджета, право ратификации международных договоров. В деятельности Государственной Думы широко используются и такие формы контроля, как интерпелляция (депутатский запрос), заслушивание высших должностных лиц. Внутренняя организация Государственной Думы включает две структуры: фракционную, то есть объединения депутатов по партийной принадлежности и совпадающей политико-идеологической ориентации (см. депутатские объединения), и комитетскую — объединения депутатов по профессиональным склонностям. Образование в Думе парламентских комитетов и парламентских комиссий в общем виде предусмотрено Конституцией (статья 101, часть 3). Какие именно комитеты и комиссии создаются и в каком количестве, определяется Регламентом Государственной Думы. Каждый депутат обязан принимать участие в работе одного из комитетов. Правовой статус депутата не зависит от его фракционной или комитетской принадлежности. Общее руководство палатой осуществляют избираемые ею тайным голосованием Председатель Государственной Думы, его заместители и Совет Государственной Думы, куда входят руководители фракций и депутатских групп. В соответствии с частью 1 статьи 99 Конституции Федеральное Собрание — постоянно действующий орган. Регламент Государственной Думы устанавливает, что она проводит ежегодно две сессии — весеннюю длительностью шесть месяцев (с 12 января по 20 июля) и осеннюю — длительностью три месяца (с 1 октября по 25 декабря). Таким образом, палата работает в течение всего года, за исключением отпускного периода. Только в таком режиме она может реализовать обширную законодательную программу. Заседания Государственной Думы проводятся, как правило, открыто. В Государственной Думе первого созыва, избранной 12 декабря 1993 г. и начавшей свою работу в соответствии с частью 2 статья 99 Конституции на тридцатый день после избрания, ни одна из партийных фракций и депутатских групп не получила такого большинства мандатов, которое позволило бы ей претендовать на лидерство в палате. Оказалось примерно равным и соотношение политических сил, поддерживающих политику и правительство реформ и, наоборот, находящихся в оппозиции к этой политике. В организационном плане построение работы палаты на фракционной основе оправдало себя. В содержательном плане из-за излишней политизированности результаты деятельности Государственной Думы, особенно на первом этапе, оказались меньше, чем это требовалось и ожидалось, хотя парламент и сумел принять ряд важных законов, в том числе (что особенно важно) Гражданский кодекс Российской Федерации (общая часть). Государственная Дума второго созыва, избранная в декабре 1995 г., оказалась еще более политизированной, чем предыдущая. Это объясняется тем, что жесткая оппозиция правительству получила в ней значительно больше мандатов, чем в первой (КПРФ — 33,7%, Аграрная депутатская группа — 7,8%, фракция “Народовластие” — 8,3%) и выступает единым блоком, хотя и не имеет парламентского большинства (см. парламентское большинство). Остальные фракции представлены следующим образом: “Наш дом — Россия” — 15,4%, “Яблоко” — 10,6%, ЛДПР — 9,7%, “Российские регионы” — 9,2%, независимые депутаты — 5,3%.

Правильное понимание слова "Государственная Дума" основывается на юридических практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Государственная Дума юристами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх